Институт стран СНГ выступил с заявлением “Об обострении внутриполитической обстановки в Южной Осетии”. Документ подписан директором Института, депутатом государственной Думы Константином Затулиным. ИА REGNUM публикует полный текст заявления:
“В Институте стран СНГ глубоко обеспокоены обострением положения в Республике Южная Осетия накануне назначенных на ноябрь очередных выборов Президента Республики. Как известно, в этих выборах в соответствии с Конституцией Республики не может и не будет принимать участие действующий Президент Республики Эдуард Кокойты. Очевидно, что многие влиятельные, авторитетные в юго-осетинском обществе люди обеспокоены предстоящей предвыборной борьбой и самим уходом Эдуарда Кокойты, с лидерством которого связаны наиболее яркие эпизоды борьбы народа Южной Осетии за независимость и признание. Эти настроения порождают необходимость гарантии будущего для наиболее дееспособной и энергичной части населения республики. Неопределенность с такими гарантиями и породила идею проведения референдума о третьем сроке действующего президента, а затем и всплеск эмоций 15 марта, сопровождавшийся попытками силового давления на депутатов юго-осетинского парламента.
Мы, безусловно, не можем поддержать какие-либо попытки незаконного давления на избранных народом депутатов, ровно также как и попытки загнать в тупик и выкорчевать из будущей политической жизни республики уходящего со своего поста в этом году Эдуарда Джабеевича Кокойты. В глазах многих искренних друзей Южной Осетии в России Эдуард Кокойты был и остается мужественным вождем народа Южной Осетии, на помощь к которому Российская Федерация пришла в дни августовской агрессии 2008 года. Решение Э.Кокойты не менять в свою пользу Конституцию и не баллотироваться на третий срок, повторяющее аналогичное решение Президента Российской Федерации в 2007 году, – вполне достаточная дань уважения к основному закону и демократическим устоям Республики. Мы не исключаем, что, исходя из логики поданного в России примера, сам Э.Кокойты может и должен нести ответственность за последствия этого решения, продолжая и после ухода с поста Президента играть самую активную роль в дальнейшей политической жизни Южной Осетии. К этому его подталкивает и собственная роль в достижении исторического признания государственного суверенитета Республики Южная Осетия, то есть оформлении исторического выбора юго-осетинского народа.