ЛУЧШИЕ СОРТА ПИВА ПРЕДСТАВЯТ В СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ

Образцы древнего напитка можно будет попробовать 4 октября.
Во Владикавказе пройдёт финал фестиваля североосетинского пива. В нём участвуют пивовары из пяти стран, в том числе из России, Южной Осетии и Турции. 

Национальный конкурс «Ирон баганы-2019» является пятым по счёту. Гостям фестиваля также предложат традиционные осетинские блюда. Они украсят выставочные стенды Северо-Осетинском государственном академическом театре имени Тхапсаева.

Кроме того, пройдёт республиканская выставка работ местных художников и декоративно-прикладного искусства народных умельцев Северной Осетии. Состоится концерт с участием коллективов художественной самодеятельности республики.

Добавим, что впервые осетинское пиво упоминается в Нартском эпосе. Главной женской фигурой в нём является Шатана, которая не раз спасала нартов. Именно она первой сварила напиток. В повествованиях подробно рассказывается о процессе приготовления пива.

Сказание «Как появилось пиво» [6] можно вкратце пересказать так. Урызмаг, муж Шатаны, однажды увидел птичку, которая, поклевав зернышки из шишек хмеля, полетела к месту, где нарты сушили солод. Поклевав пару зерен и там, птичка внезапно свалилась на землю и поймала белочку начала себя неадекватно вести. Урызмаг пересказал увиденное жене и умная Шатана экстраполировала процессы в птичьем желудке на процесс изготовления пива. Зашипело, заискрилось варево и покрылось белой пеной. Пили нарты, и дивились нарты такому напитку. Из чего варится пиво? Из солода ячменного, из солода пшеничного, а закваску возьми с хмеля, что вьется по орешнику.

В этом же сказании упоминается, что пиво, сваренное мудрой женщиной, было черным. К особенностям изготовления пива мы еще вернемся, а пока обратим внимание вот на что. Даже из этого сказания ясно, что Шатана не изобрела пиво как таковое — она первая додумалась использовать в пиве хмель. Причем возможно о варке пива с хмелем здесь ничего и не говорится, а хмель используется как закваска, источник дрожжей. Само же пиво упоминается и раньше, например в рассказе «Как Шатана стала женой Урызмага»: хлеб, что она испечет, таков, что крошка одна утоляет голод и пьянит, как алутон.

Кстати, осетинская песнь о создании пива перекликается с 20й руной финской «Калевалы» – птичка-помошница и женщина, создающая пиво, там тоже присутствуют. Нартский эпос вообще полон аллюзиями на мифологию других стран и часто непонятно, кто у кого заимствовал сюжеты.

Хмель же еще несколько раз упоминается в нартском эпосе. В сказании «Как Хамыц женился» для описания силы одного из героев говорится, что он взвалил на плечи туши убитых на охоте зверей, как вязанку сухого хмеля. В рассказе «Смерть Сослана», когда Сослан преследует жуткую НЕХ, колесо Балсага (не с него ли писались колесники из «Заповедника гоблинов» Саймака?), побеги хмеля задержали колесо, за что Сослан благословил хмель. Осетинское слово для обозначения хмеля (хуымæллаг) относится к древнейшему пласту осетинской лексики [1] и сродни русскому названию растения и латинскому Humulus. Кто там у кого перенял название: славяне у германцев или осетины у славян, или еще как — вопрос темный. И хотя теория о том, что осетины первыми начали использовать хмель в пиве, на настоящий момент отвергается большинством ученых, но кто знает?

Æлутон и бæгæны: миф, ритуал и реальность.

Так что же такое алутон, полумифический напиток нартов? У осетин существует присказка «бери больше, ведь это не алутон» [1]. Осетины в XIX веке уже и не помнили, что такое алутон, полагая ее мифической пищей Золотого века. Между тем слово это явно имеет многочисленных родственников в других языках: древнегерманский alut, финский olut, английский ale, древнерусский олуй. Все эти напитки не были мифическими или редкими и обозначали одно и то же: пиво. Весьма вероятно, что все они имеют общий индоевропейский корень al (горький). Но как бы не хотелось назвать осетинский алутон прямым наследником шумерского пива, лингвистический анализ говорит, что, скорее всего, предки осетин позаимствовали слово у германских, или, с меньшей вероятностью, балто-славянских или финских племен.

Так почему обыденный напиток других народов, эль, у осетин он стал обозначать что-то редкое и ценное? Может, они в какой-то этап истории перестали пить пиво, а когда начали вновь, назвали его уже другим словом — бæгæны? Но ничто не подтверждает этого, и В.И. Абаев в своем исследовании [1] полагает, что алутон был обычным пивом, просто начиная с некоторого времени оно начало использоваться осетинами в качестве ритуального напитка, аналогично Святому Причастию у христиан. Как вино, используемое для причастия, физически не отличалось от обычного вина, так и алутон, используемый в религиозных целях, физически не отличался от обычного пива. Но ритуалы во время приготовления и употребления делали алутон особенным, желанным и ценным. И со временем обыденное название для пива заменилось другим словом – бæгæны (корни которого, кстати, весьма смутны). Впрочем, тезис о том, что алутоном начали называть не простое пиво, а напиток на его основе, в котором варился курдючный жир или баранина, тоже имеет право на существование.

А ритуалов, связанных с пивом, как забытых в стародавние времена, так живых и поныне, в Осетии достаточно. Пиво пьют не только сами нарты. В песни «Чем небожители одарили Сослана» боги пьют в небесных чертогах сладкое пиво из турьих рогов, а Сослан в благодарность за подарок от небесного кузнеца Курдалагона обещает каждую весну варить пиво и славить имя бога, выпивая его на пашнях.

На земных пирах нартов пиво тоже лилось рекой. Стол заставлялся большими двуухими кувшинами с пивом, как это описано в сказании о Ацамаце и красавице Агунде. Кроме непосредственного питья, с пивом и ронгом связаны были и застольные танцы. Самые виртуозные танцоры пускались в пляс, балансируя на краю наполненной пивом большой чаши. Другой забавой была пляска с кубком, полным ронга, на голове танцора [1]. Лучшие из лучших не проливали ни капли во время танца.

Не только на пирах, но и для поминок варили нарты пиво. В рассказе «Как Сырдон справлял поминки по своим покойникам» Сырдон (осетинский аналог скандинавского Локи) нанимает для варки пива пивовара. Правда, делает при этом все, чтобы пиво не забродило (выделяя для него ячменя в 20 раз меньше обычного), а потом как бы случайно проливает его на землю при переливе из двуухих котлов в кадки. Еще бы, поить пивом нартов, что убили всех его сыновей, Сырдону не хочется.

Кстати, эти самые здоровые двуухие котлы для варки пива участвуют в другом важном событии — свадьбе осетина. Вплоть до конца XIX века они являлись неотъемлемой частью калыма за невесту в Осетии [6].

Осетинское пиво оказало влияние и на лексику соседей. Вполне возможно, что грузинское ludi (пиво) произошло от староосетинского названия по цепочке алут-алуд-алуди-луди. В русском тайном языке офеней пиво называется «аланя»[1], и не от названия ли народа аланов, знаменитых своим пивом, это имя?

Солод: технология и сказка

В эпосе говорится о пиве из ячменного и пшеничного солода, но и лингвистические, и археологические изыскания говорят [1,2], что первым на территории будущей Осетии стали выращивать просо, и возможно первое пиво было просяным. Затем неприхотливый ячмень пришел на замену, а более дорогая и капризная пшеница использовалась для варки дорогого, исключительного пива. К концу XIX века осетины чаще варят пиво уже из кукурузы [5], называя её «хлебом нартов».

С урожайностью ячменя в нартском эпосе связана одна история, описанная в предании «Батрадз и чаша нартов Уацамонга». Согласно ему, раньше на каждом ячменном стебле было по шесть колосьев, новладыка хлебов Хор-алдар, узнав, что нарты убили его сына, в гневе уничтожил колосья одно за другим. Лишь по просьбе Уастырджи (св. Георгия) оставил он один колос на прокорм лошадке Победоносца.

Эпизод с уничтожением пяти ячменных колосков, кроме долгосрочных последствий в виде будущего снижения урожаев, возымел и мгновенное действие. Как только Хор-алдар надругался над ячменем, из чаши Уацамонга, наполненной брагой (ячменной, вероятно) которую в это время пил Хамыц, полезла всякая биотическая опасность в виде ящериц, змей, лягушек и прочих гадов. Но тверды, как булат, были усы Хамыца, он бил и колол гадов своими булатными усами, и вновь спрятались они на дне чаши. Возможно, в такой поэтической форме описан процесс фильтрации пива.

С поэтичностью и образностью в описании приготовления пива у осетин все в порядке. Вот например, загадка [4]: «В нашем доме ворчливая старуха». Это, оказывается, бродящее сусло. Или вот еще: «У нашей двери гнойноглазая женщина». Ну вот как догадаться, что речь о солоде? После этого осетинские присказки типа «Если тебе нравится болезнь, так воткни себе палочку в зад» кажутся верхом логики и здравого смысла.

Кроме вышеупомянутой истории о Хор-алдаре, в осетинскиих сказаниях есть еще одно упоминание о порче пива. Верней не пива, а браги. Речь о предании о «Туккаевской болезни», когда 12 братьев Туггаевых умерли, выпив на сенокосе браги из бурдюка. Тринадцатый брат, разливавший брагу своим родичам и не пивший её сам, вылил содержимое бурдюка на землю. Вместе с брагой на землю упала змея, незаметно пролезшая в бурдюк и отравившая питье своим ядом. В отчаянии, что стал виновником смерти своих братьев, он тоже выпил яду и умер.

Очень обидно, когда портится не сравнительно просто приготовленная ячменная брага, а пиво, классический процесс приготовления которой долог и трудоемок. Сначала крупно смолотый солод вариться до десяти часов на сильном огне. Затем сусло фильтровалось и добавлялась промывочная вода. После этого пиво кипятилось с хмелем до тех пор, пока сусло не уварится по на объем добавленной промывочной воды [5]. Насколько я понимаю, темный цвет пива вызван не темным солодом, а именно продолжительностью варки.

Сладкое густое черное пиво, сваренное должным образом, сравнивалось русскими ценителями с английским портером. Широко растиражированная байка о «потемкинских деревнях», где сиятельный граф пытался клонировать осетинское пиво на питерской земле, была запущена немецким востоковедом и путешественником Юлиусом Клапротом [1]. Источники, которыми пользовался Клапрот, неизвестны (в Россию этот исследователь попал почти через двадцать лет после смерти Потемкина), так что привозил ли граф осетин в столицу пиво варить, не привозил — доподлинно неизвестно.

http://bigasia.ru/content/news/society/luchshie-sorta-piva-predstavyat-v-severnoy-osetii/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews
https://kazuale.livejournal.com/27902.html

Leave a Reply